Инклюзивная среда, что это такое? За модным словом скрывается вполне обычное понятие, недавно ставшее нормой на законодательном уровне: обучение в одном коллективе здоровых и детей с особенностями развития. В этой связи становится вопрос, как объяснить здоровому ребенку, что есть непохожие на него дети, научить общаться с ними, не задевая чувств и проявляя терпимость.
На игровой площадке во дворе, в магазине, в парке, в детском саду - особенные дети везде среди нас. Здоровые ребятишки по-разному реагируют на непохожих сверстников: кто-то сторонится, кто-то без проблем включатся в игру. Взрослым и самим порой бывает не просто найти нужные слова, поэтому стоит разобраться как научить коммуницировать, чтобы снизит негатив и максимально вызвать положительные чувства.
Детское восприятие имеет свои особенности. Лет до четырех в силу возрастного эгоцентризма дети вообще не замечают разницы между сверстниками, все их внимание и заботы ограничиваются их собственной личностью.
К пяти годам ребенок социализируется, начинает испытывать необходимость в общении с ровесниками и изначально относится к окружающим детям нейтрально. Как раз в этом возрасте и следует прививать сопереживание, терпимость, эмпатию.
Для любых детей, а особенно для младшего школьного возраста очень важен родительский пример. Если мама приветливо общается с человеком с особенностями развития, то и ребенок будет спокойно взаимодействует с детьми, которые отличаются от него.
Научить добросердечно относиться к детям с ограничениями здоровья можно различными способами.
В первую очередь объясняйте малышу, что каждый человек ярчайшая индивидуальность. Физические отличия не делаю человека хуже остальных. Напротив – непохожесть придает изюминку.
Рассказывайте о положительных примерах, например, о знаменитом Нике Вуйчиче, родившемся без конечностей, но покорившем весь мир и ставшим прекрасным примером для многих. О паралимпийцах – людях с ограниченными возможностями, которые смогли доказать всему миру и самим себе безграничность силы духа и тела.
С помощью фильмов, материалов в прессе рассказывайте, что жить по-другому не значит плохо, просто не так как все.
Вместе с ребенком прочитайте повесть Сергея Михалкова «Фантик». Пятилетним малышам уже будет понятен смысл произведения. В повести идет речь о девочке, которая не может ходить. Но это не помешало ей найти друзей, открыть в себе таланты и радоваться жизни. Спросите малыша, что он понял, вместе обсудите, поделитесь переживаниями.
С ребенком постарше посмотрите фильм «Я тоже» о непростой истории молодого человека с синдромом Дауна.
Приводите примеры. Например, «ты знаешь, что у Кати лучше не брать без разрешения карандаши, иначе она обидится и заплачет. У Пети аллергия на молоко, поэтому он его не пьет. Вот и Витю не стоит обижать. Можешь спросить у учителя как лучше общаться с ним».
Не навязывайте дружбу между детьми, если кто-то не желает общаться. Приятельство основывается на взаимной симпатии. Вполне возможно ребёнок не желает дружить из-за различия интересов, а не из-за негативного отношения.
Не стоит демонстрировать излишнюю жалость и чрезмерное сочувствие постоянно подчеркивая особенность ребенка. Вполне достаточно дружеской поддержки и обычной помощи.